Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования вопросов, связанных с мерами дополнительной государственной защиты и обеспечения для наиболее слабо социально и экономически защищенных категорий граждан в нашей стране безусловна, особенно в аспекте недавних событий, когда перечень таких категорий граждан возрос, что ставит определенные задачи перед государством и обществом.
Вопросы социальной защиты, некогда бывшие исключительным достоянием социалистического общества, в настоящее время признаются в качестве основных всеми ведущими государствами мира, и Россия, имея давние традиции и наработки в данной сфере, не может не участвовать в разработке и внедрении новых, более эффективных мер социальной защиты населения в целом и отдельных его групп, несмотря на обозначенный курс построения экономики на рыночных принципах, и, как следствие, расслоение общества на экономически и социально неравноправные группы. Задача российского государства состоит в нивелировании возникших перекосов в обществе путем оказания мер социальной поддержки тем лицам и группам, которые в этом действительно нуждаются.
С целью реализации данной задачи наше государство осуществляет социальную политику, в числе прочего, и с развитием сферы «социальных услуг», реализуемых государством. Данная сфера «социальных услуг», в соответствии с федеративным устройством государства и самостоятельностью местного самоуправления реализуется на всех уровнях власти – местном, региональном и федеральном. Немалую роль в решении данной задачи играют и научные исследования, направленные на поиск наиболее эффективных путей обеспечения социального равенства.
Тем не менее, на сегодняшний день тяжело оценить истинную результативность установленных мер, и курсовая работа призвана внести вклад в совершенствование этой проблемы.
Теоретические источники темы исследования в сфере правоотношений по социальному обеспечению включают множество работ российских ученых-правоведов: В.В. Витрянского, И. В. Гайдыма, Н.А. Ивановой, Г.А. Кутьиной, Т.И. Лысенко, Д.А. Медведева, С.А. Сторчак, Е.А. Суханова, М.М. Тихомиров а, О.А. Чаусской, О.И. Чистякова и др. При этом эволюция социально-экономических отношений обусловлена адекватным развитием системы организационно-правового регулирования, которое невозможно без проведения научных исследований и разработок в рассматриваемой сфере правоотношений по социальному обеспечению.
Объектом исследования в настоящей курсовой работе являются общественные отношения, складывающиеся в связи с установлением дополнительного ежемесячного материального обеспечения отдельным категориям граждан.
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регулирующие дополнительное ежемесячное материальное обеспечение отдельных категорий граждан.
Целью курсовой работы является изучение общей характеристики дополнительного ежемесячного материального обеспечения отдельных категорий граждан.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
- дать понятие и правовое регулирование дополнительного ежемесячного материального обеспечения отдельных категорий граждан;
- установить категории граждан, которые имеют право на дополнительное материальное обеспечение и размер доплаты;
- выявить условия получения дополнительного ежемесячного материального обеспечения отдельными категориями граждан.
Теоретическая и практическая значимость исследования в возможности использования основных его положений в процессе изучения обучающимися курсов «Право социального обеспечения», «Социальное право» и ряда других учебных дисциплин.
Степень разработанности темы. Данная тема не в полной мере представлена отечественными правоведами. Можно отметить таких авторов, как: А.Л. Благодир, Э. С. Бондарева, А. Н. Тарасенкова.
Методологические основы курсовой работы включают общенаучные методы: системного анализа, индукции и дедукции, сравнения и аналогии, а также метод обобщений и др.
Структура работы включает в себя введение, основную часть (включающая три главы), заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЕЖЕМЕСЯЧНОГО МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН
Под правоотношениями по социальному обеспечению следует понимать общественные отношения, которые регламентируются нормами права, появляющиеся между гражданином и государством (его органами), органами местного самоуправления, организациями и работодателями-индивидуальными предпринимателями, по поводу предоставления гражданам как материального, так и других видов обеспечения в случае возникновения социальных рисков.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ, а общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. И если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ).
Конвенцией № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (далее - Конвенция) для некоторых ее положений обеспечение предоставляется непосредственно в виде обслуживания либо опосредовано в виде возмещения расходов, понесенных заинтересованным лицом (п. 2 ст. 1 Конвенции).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Электронный ресурс: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 15.12.2022.
2. Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (Заключена в г. Женеве 28.06.1952) // Собрание законодательства РФ. - 08.06.2020. - № 23. - Ст. 3589.
3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.12.2001. - № 51. - Ст. 4831.
4. Федеральный закон от 04.03.2002 № 21-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» // Собрание законодательства РФ. - 11.03.2002. - № 10. - Ст. 964.
5. Федеральный закон от 03.10.2018 № 349-ФЗ «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции № 102)» // Собрание законодательства РФ. - 08.10.2018. - № 41. - Ст. 6189.
6. Указ Президента РФ от 30.03.2005 № 363 (ред. от 25.03.2021) «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» // Собрание законодательства РФ. - 04.04.2005. - № 14. - Ст. 1220.
7. Указ Президента РФ от 01.08.2005 № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» // Собрание законодательства РФ. - 08.08.2005. - № 32. - Ст. 3271.
Научная и учебная литература
8. Благодир А.Л. Система права социального обеспечения: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. 50 с.
9. Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Менкенов А.В., Антонова Н.В., Богатырева Н.В., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (постатейный) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 15.12.2022.
10. ЕДВ, ДЕМО, ДМО: кому положены и куда обратиться? // Электронный ресурс: https://butyrsky.mos.ru/direction-of-activity/social-sphere/pension-fund-of-the-russian-federation-informs/detail/9771238.html, дата обращения 15.12.2022.
11. Право социального обеспечения России: учебник / отв. ред. К.Н. Гусов. М.: Проспект, 2009. 400 с.
12. Тарасенкова А.Н. Льготные категории граждан: социальная помощь. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014. Вып. 18. 176 с.